100+ бесплатных онлайн-курсов

15 бесплатных курсов по развитию критического мышления

Для начинающих в 2024 году.

«Критическое мышление» от 4BRAIN

Язык: русский.

Длительность: 6 уроков.

Формат обучения: текстовые уроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Навыки, умения, компетенции.
  2. Научный метод.
  3. Аргументация.
  4. Препятствия.
  5. Иррациональное мышление.
  6. Работа с информацией.

Об авторе курса:

Кирилл Ногалес

  • Редактор образовательного портала 4brain.ru, автор статей и уроков. Фрилансер, копирайтер, путешественник.

«Критическое мышление: анализ информации, аргументация и принятие решений» от «Яндекс.Практикум»

Язык: русский.

Длительность: 2 часа.

Формат обучения: текстовые материалы и видеоуроки.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Что узнаете и чему научитесь:

  • Как работа мышления влияет на качество решений.
  • Как критическое мышление участвует в решении проблем.
  • Как избежать ошибок в мышлении.
  • Как аргументировать своё решение.

Особенности курса:

  • Вводный бесплатный модуль большого платного курса, на котором учащиеся занимаются практикой на онлайн-тренажёрах, работают с наставниками и могут получить сертификат об успешном окончании курса и повышении квалификации.

Об авторах курса:

  • Курс разработан специалистами в области критического мышления. Наставники на большом платном курсе — специалисты «Яндекс.Практикум».

«Основы критического мышления» от Уральского федерального университета

Язык: русский.

Длительность: курс рассчитан на 8 недель, 5-6 часов в неделю. 10 видеолекций длительностью 7-10 минут.

Формат обучения: текстовые и видеоуроки + дополнительные материалы + практические упражнения + контрольные работы.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

С сертификатом (при успешной сдаче итогового экзамена)

Программа обучения:

  1. Психология критического мышления.
  2. Что такое критическое мышление?
  3. Зачем уметь мыслить критически.
  4. Враги критического мышления.
  5. Типы манипуляций и методы защиты от них.
  6. Формирование критического склада ума.
  7. Эффективная работа с информацией.
  8. Логика интерпретации.
  9. Вопрошающий разум.
  10. Тактика убеждения.
  11. Тактика аргументации и доказательство.
  12. Основные приемы опровержения и критика.
  13. Критический инструментарий для принятия решений.
  14. Технологии принятия решений.
  15. Решение проблем.
  16. Решение задач.
  17. Проектирование своей жизненной стратегии.

Что узнаете и чему научитесь:

  • Критически анализировать информацию, формировать собственное мнение и аргументировать свою позицию по универсальным проблемам бытия и актуальным проблемам современного общества.
  • Мыслить явления окружающего мира во взаимосвязи, целостности и развитии, выявлять проблемы и предлагать решения на основе системного подхода.
  • Нестандартно мыслить, самостоятельно вырабатывать технологии мышления, генерировать идеи и принимать решения в условиях неопределенности.
  • Критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.

О преподавателях курса:

  • Замощанский Иван Игоревич — кандидат философских наук, доцент, директор Центра развития универсальных компетенций УрФУ, бизнес-тренер.
  • Пырьянова Ольга Анатольевна — кандидат философских наук, доцент Центра развития универсальных компетенций УрФУ.
  • Конашкова Алёна Михайловна — кандидат философских наук, доцент Центра развития универсальных компетенций УрФУ.

«Системное и критическое мышление в бизнесе» от НИЯУ МИФИ

Язык: русский.

Длительность: курс рассчитан на 10 недель, от 1 до 3 часов в неделю.

Формат обучения: видеоуроки + презентационные материалы + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Введение в тему.
  2. Основы системного мышления.
  3. Анализ системы.
  4. Инструменты для бизнес — анализа.
  5. Проектирование и принятие решений.
  6. Оценка эффективности принятого решения.
  7. Понятие критического мышления.
  8. Формирование навыка умозаключений.
  9. Применение системного мышления в бизнес-планировании.
  10. Разбор бизнес кейса.

Что узнаете и чему научитесь:

  • Осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
  • Организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели.
  • Определять и реализовать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.

Об преподавателе курса:

Беляева Татьяна

  • Эксперт и методолог в области управления персоналом и развития талантов.
  • Директор центра по работе с вузами и выпускниками Академии «Росатома».

«Критическое мышление» от ТГУ

Язык: русский.

Длительность: 77 уроков, 3 часа видео.

Формат обучения: видеоуроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Введение к курсу.
  2. Понятие критического мышления.
  3. Введение к модулю.
  4. Критическое мышление: введение понятия.
  5. Как развить критическое мышление?
  6. Мышление разведчика vs мышление солдата.
  7. «В океане информации»: основы информационного сёрфинга.
  8. Задание к модулю.
  9. Литература к модулю.
  10. Тема для обсуждения к модулю.
  11. Типы мышления и рациональности.
  12. Введение к модулю.
  13. Критическое мышление в контексте других типов мышления.
  14. Типы мышления и рациональность.
  15. Типы аргументации в медиа.
  16. Задание к модулю.
  17. Литература к модулю.
  18. Тема для обсуждения к модулю.
  19. Критическое мышление и философия.
  20. Введение к модулю.
  21. Критическое мышление, историко-философская ретроспектива: Сократ.
  22. Философские аспекты критического мышления: Декарт и Кант.
  23. Критический рационализм К. Поппера (1902-1994).
  24. Задание к модулю.
  25. Литература к модулю.
  26. Тема для обсуждения к модулю.
  27. Роль критического мышления в научном познании.
  28. Введение к модулю.
  29. Cogito ergo sum.
  30. Специфика научного мышления и познания.
  31. Проблематизация и типы вопросов.
  32. Задание к модулю.
  33. Литература к модулю.
  34. Тема для обсуждения к модулю.
  35. Факты и проблема достоверности информации.
  36. Введение к модулю.
  37. Истина, мнение, предрассудок и стереотип.
  38. Источники информации: достоверность, фейки и факты.
  39. Интерпретация, восприятие, когнитивные ошибки.
  40. Современные информационные ресурсы.
  41. Задание к модулю.
  42. Литература к модулю.
  43. Тема для обсуждения к модулю.
  44. Понятие.
  45. Введение к модулю.
  46. Что такое понятие?
  47. Структура и виды понятий.
  48. Отношения между понятиями.
  49. Правила хорошего определения.
  50. Задание к модулю.
  51. Литература к модулю.
  52. Тема для обсуждения к модулю.
  53. Суждение и умозаключение.
  54. Введение к модулю.
  55. Что такое суждение?
  56. Суждение и тезис.
  57. Умозаключение и доказательство.
  58. Задание к модулю.
  59. Литература к модулю.
  60. Тема для обсуждения к модулю.
  61. Логика и риторика.
  62. Введение к модулю.
  63. Два аспекта аргументации: доказательная и убедительная речь.
  64. Связь риторики с логикой. Аргументация:тезис,аргументы,поддержки.
  65. Софизмы и ошибки аргументации.
  66. Задание к модулю.
  67. Литература к модулю.
  68. Тема для обсуждения к модулю.
  69. Полемика и дискуссия.
  70. Введение к модулю.
  71. Эристика — искусство ведения спора.
  72. Полемика и дискуссия: различие.
  73. Дискуссия и ее формы.
  74. Задание к модулю.
  75. Литература к модулю.
  76. Тема для обсуждения к модулю.
  77. Дебаты.
  78. Введение к модулю.
  79. Дебаты по формату Карла Поппера.
  80. Подготовка кейса.
  81. Задание к модулю.
  82. Литература к модулю.
  83. Тема для обсуждения к модулю.

О преподавателях курса:

  • Осаченко Юлия Станиславовна — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии, теории познания и социальной философии Философского факультета НИ ТГУ.
  • Бахтияровна Елена Захаровна — старший преподаватель кафедры философии и методологии науки Философского факультета НИ ТГУ.
  • Губайдуллина Анастасия Николаевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века Филологического факультета НИ ТГУ.
  • Новикова Элеонора Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии Филологического факультета НИ ТГУ.

«Критическое мышление» от Александра Попова

Язык: русский.

Длительность: 24 уроков длительностью от 40 до 55 минут.

Формат обучения: видеоуроки.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Процесс мышления.
  2. Мозг и вера.
  3. Ошибки восприятия.
  4. Недостатки и фантазии памяти.
  5. Пути узнавания: видеть то, чего нет.
  6. Создание реальности.
  7. Структура и цели аргументации.
  8. Логика и логические ошибки.
  9. Эвристики и когнитивные предубеждения.
  10. О врождённом неумении считать.
  11. Определение вероятности.
  12. Социальные иллюзии и массовые заблуждения.
  13. Философские обоснования научного метода.
  14. Наука и сверхъестественное.
  15. Разнообразие и качество научных свидетельств.
  16. Научные промахи.
  17. Наука и псевдонаука.
  18. Разнообразие псевдонауки.
  19. Ловушки теорий заговора.
  20. Дениализм: отвержение науки и истории.
  21. Реклама, жулики и городские легенды.
  22. Наука СМИ и демократия.
  23. Эксперты и научный консенсус.
  24. Критическое и научное мышление в повседневной жизни.

Особенности курса:

  • Курс представляет собой адаптацию лекций Стивена Нобейи, клинического невролога и ассистента профессора в Школе Йельского университета медицины.

О преподавателе курса:

  •  Александр Попов — переводчик.

«Критическое мышление для начинающих» от Оксфордского университета

Язык: английский.

Длительность: 7 уроков.

Формат обучения: подкасты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Природа аргументов — как распознать аргументы, их характер.
  2. Различные типы аргументов — дедуктивный, индуктивный методы.
  3. Стилизация логики аргументов — как идентифицировать и анализировать аргументы, как излагать их.
  4. Что такое хороший аргумент? — как оценивать аргументы и как определять, является ли аргумент хорошим или плохим, индуктивные аргументы.
  5. Оценка аргументов, часть 1 — оценка аргументов, достоверность.
  6. Оценка аргументов, часть 2 — плохие аргументы, заблуждения.
  7. Дополнительная литература.

Об авторе курса:

  • Марианна Талбот — директор по философским исследованиям в Департаменте непрерывного образования Оксфордского университета.

«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета

Язык: английский, есть русский субтитры.

Длительность: 13 часов, курс рассчитан на 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Статистика. Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта.
  2. Закон больших чисел. Концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться.
  3. Корреляция. Инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора.
  4. Эксперименты. Как проводить эксперименты в бизнес-настройках.
  5. Прогнозирование. Типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий.
  6. Когнитивные предубеждения. Эвристические и иные идеи.
  7. Выбор и решение. Как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия.
  8. Логика и диалектическое мышление. Различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки.

Об авторе курса:

  • Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.

«Логическое и критическое мышление» от Оклендского университета

Язык: английский.

Длительность: курс рассчитан на 8 недель, 4 часа в неделю.

Формат обучения: видеоуроки + аудиоуроки + статьи + практические задания.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Выявление общих недостатков в построении убеждений.
  2. Реконструкция аргументов.
  3. Хорошие и плохие аргументы.
  4. Анализ аргументов, с помощью основных логических инструментов.
  5. Применение базовых логических стратегий в таких областях, как наука, теории морали и право.

Что узнаете и чему научитесь:

  • Изучите ключевые концепции логического и критического мышления.
  • Применять ключевые концепции логического и критического мышления.
  • Выявление препятствий для логического и критического мышления.
  • Определите компоненты хорошего аргумента.
  • Произвести аргумент в стандартной форме.
  • Классифицировать дедуктивные и недедуктивные аргументы.
  • Оценивайте аргументы на основе таких критериев, как обоснованность, сила и убедительность.
  • Интерпретировать научные, моральные и юридические аргументы.
  • Разработайте аргумент «в дикой природе».
  • Оценивайте аргументы снисходительно.

Особенности курса:

  • Чтобы открыть страницу курса, включите VPN.

Об авторе курса:

  • Тим Дэйр — глава факультета философии Оклендского университета, Новая Зеландия.
  • Патрик Жирар — преподаватель Оклендского университета, доктор философии.

«Подумайте ещё раз. Часть 1. Как понимать аргументы» от Университета Дьюка

Язык: английский, есть русские субтитры.

Длительность: 25 часов, курс рассчитан на 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Добро пожаловать в специализацию. Введение в курс.
  2. Как распознать аргумент. Что такое аргумент, каковы его цели, типы аргументов и как их распознать.
  3. Как распутать аргумент. Формулирование аргументов, функции слов, маркеры, уровни смыслов.
  4. Как восстановить аргумент. Организация аргументов в структуру рассуждений, как сделать аргумент убедительнее, структуры аргументов.
  5. Подведение итогов и финальная викторина.

Об авторе курса:

  • Уолтер Синнотт-Армстронг — доктор философии, профессор практической этики на факультете философии в Институте этики Кенана и в Университете Дьюка.
  • Рам Нета — доктор философии, адъюнкт-профессор философии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.

«Подумайте ещё раз. Часть 2. Как рассуждать дедуктивно» от Университета Дьюка

Язык: английский, есть русские субтитры.

Длительность: 13 часов, курс рассчитан на 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки и тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Добро пожаловать в специализацию. Введение в курс.
  2. Таблицы логики высказываний и истинности. Как использовать «и», «или», «не», «если» при построении аргументов, как составлять таблицу истинности и пользоваться ей.
  3. Категориальная логика и силлогизмы. Как фразы «все», «некоторые» и «никто» могут гарантировать достоверность или недействительность дедуктивных аргументов, как пользоваться «диаграммой Венна».
  4. Представление информации. Как использовать инструменты, о которых вы узнали в предыдущих модулях, для представления информации, как её использовать в рассуждениях.
  5. Подведение итогов и финальная викторина.

«Подумайте ещё раз. Часть 3. Как рассуждать индуктивно» от Университета Дьюка

Язык: английский, есть русские субтитры.

Длительность: 24 часа, курс рассчитан на 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки и тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Добро пожаловать в специализацию. Ввдение в курс.
  2. Индуктивные аргументы. Различия индуктивных аргументов и дедуктивных аргументов, распространённые формы индуктивного аргумента, наиболее распространённые ошибки в подобных рассуждениях.
  3. Причинное рассуждение. Как отличить необходимые условия от достаточных условий и как использовать данные для проверки, корреляция, причинная связь, ошибочность.
  4. Шанс и выбор. Шансы и выбор, вероятность и принятие решений, природа и виды вероятности, четыре правила вычисления вероятностей, вероятности для оценки решения.
  5. Подведение итогов и финальная викторина.

«Подумайте ещё раз. Часть 4. Как избежать заблуждений» от Университета Дьюка

Язык: английский, есть русские субтитры.

Длительность: 18 часов, курс рассчитан на 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Добро пожаловать в специализацию. Введение в курс.
  2. Заблуждения о неясности. Как заблуждения строятся из неясности аргументов, как неточности и неоднозначные фразы появляются в рассуждениях, как с ними работать.
  3. Заблуждения относительно релевантности. Два самых распространённых заблуждения: ad hominem и апелляции к авторитету, как их распознать и как привести контраргументы.
  4. Заблуждения о пустоте и круговороте. Заблуждения, которые возникают, когда аргумент не продвигается к заключению, так как оно есть в предпосылках, как распознать это.
  5. Опровержение: его разновидности и неудачи. Стратегии опровержения ошибочного аргумента.
  6. Подведение итогов и финальная викторина.

«Навыки критического мышления для профессионалов» от Калифорнийского университета в Дейвисе

Язык: английский.

Длительность: 8 часов, курс рассчитан на 3 недели.

Формат обучения: видеоуроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Начало работы и введение в решение проблем. Как применить рассматриваемую модель для решения любой проблемы.
  2. Варианты мозгового штурма и анализа. Рассматриваются 3 варианта решения проблем, их достоинства и недостатки, как правильно их применять.
  3. Рекомендации. Как триггеры влияют на реакцию и решение проблемы, как отделить их от модели решения.

Об авторе курса:

  • Дайана Дэвидсон — сертифицированный коуч и инструктор.

«Навыки критического мышления для успеха в университете» от Сиднейского университета

Язык: английский, есть русские субтитры.

Длительность: 26 часов, курс рассчитан на 6 недель.

Формат обучения: видеоуроки + тесты.

Уровень сложности: для начинающих.

Обратная связь: нет.

Без сертификата

Программа обучения:

  1. Введение в критическое мышление в академической культуре.
  2. Критическое мышление в академическом контексте.
  3. Логика и рассуждение.
  4. Аргументация.
  5. Демонстрация критического мышления.
  6. Суммативное присвоение.

Об авторе курса:

  • Кэтрин Олстон — заместитель директора по цифровому обучению в Центре преподавания английского языка Сиднейского университета.
  • Люк Александр — инструктор по академической грамотности и инструктор по обучению MOOC в Центре преподавания английского языка Сиднейского университета.
Алексей Шаполов

Основатель проекта. Профессиональный information junkie. 😊

Разбираюсь в SEO и интернет-маркетинге. Работаю онлайн с 2018 года. Люблю философствовать, потреблять контент в самых разнообразных его формах и, конечно же, писать интересные статьи для своих сайтов.

Оцените автора
Пройти.Ру
Добавить комментарий

  1. Леся

    Курс «Основы критического мышления» от Уральского федерального университета не бесплатный. Бесплатно даётся доступ только к самой незначительной, общей части о том, что такое критическое мышление и чем отличается от некритического, а также тесту к ней. Хотите больше — платите. Исключение — для студентов (тоже не для всех).

    Ответить
  2. Наталья

    Спасибо за перечень и особенно комментарий Леси. Хотела остановиться на курсе уральского университета «Основы критического мышления». После комментария Леси решила поизучать другие предложения. Не люблю, когда разводят.

    Ответить
100+ бесплатных онлайн-курсов
Часть ссылок на нашем сайте – реферальные. Что это значит для вас, читайте в данном материале.